Николай Угожаев, Владислав Дикиджи и Пётр Гуменник исполнили 13 квадов на троих в рамках произвольных программ на контрольных прокатах и установили тем самым своеобразное достижение для отечественного мужского катания. Ещё один рекордный элемент был показан в парах — Александра Бойкова и Дмитрий Козловский исполнили безупречный четверной выброс. В свою очередь, Дарья Садкова и Алиса Двоеглазова отважились на четверные, а Алина Горбачёва бросила вызов Аделии Петросян.
С тех пор как контрольные прокаты начали проводиться на публике, многие стали воспринимать их как разновидность соревнований и оценивать увиденное с позиции «кто выиграл?». На самом деле выступления перед началом сезона, за которые фигуристы не получают никаких оценок, вообще не про результат. Если для зрителей и поклонников это прежде всего высококлассное шоу, для наставников и их подопечных — чисто рабочая история: получить замечания от специалистов по расстановке и качеству элементов, по музыке и костюмам, по другим нюансам и при необходимости внести коррективы. Журналисты получают возможность увидеть, насколько сильно изменились за год спортсмены, а заодно получить представление о том, как может выглядеть та или иная постановка в перспективе — во вкатанном состоянии при идеальном исполнении с максимальной сложностью.
Интересно, что и для судей предсезонные прокаты имеют свою ценность. Открывая сезон, арбитры зачастую отражают во второй оценке не то, что видят в исполнении того или иного фигуриста, а свои прошлогодние воспоминания. И прошлогодние же баллы. Новые программы — прекрасная возможность если не сломать эти стереотипы, то хотя бы их пошатнуть.
Иногда нужно заранее планировать худший вариант развития событий, а не заниматься шапкозакидательством. Такое мнение в интервью RT…
С технической точки зрения предсезонные выступления дают фигуристу определённую свободу: в рамках прокатов можно не грузить себя необходимостью во что бы то ни стало докручивать прыжки или додерживать обороты во вращениях. Но сам контент важен. Во-первых, от него в какой-то степени будет зависеть вторая оценка, когда дело дойдёт до официальных стартов. Во-вторых, мужская программа с тройными прыжками или падениями никогда не произведёт такого впечатления, как тот же самый прокат с большим количеством квадов. А что такое прокаты, если не возможность произвести впечатление?
Первый день выступлений одиночников как бы провёл в этом смысле невидимую, но ощутимую границу — между теми, кто реально готов ставить перед собой сверхзадачи, и всеми остальными. Воскресные произвольные программы лишь подчеркнули эту разницу: Угожаев, Дикиджи и Гуменник выглядели отдельной лигой. Не всё получилось чисто — Владислав сделал бабочку на втором сальхове, а Пётр на этом же виде прыжка приземлился в степаут на две ноги, но у всех троих прыжки сочетались с сильным прогрессом как в катании, так и в презентации своих постановок.
Ксения Гущина, чья короткая программа стала в субботу едва ли не самым ярким впечатлением женских выступлений, в воскресенье каталась под первым стартовым номером под очень интересную обработку знаменитого хита Come Together с двумя сложными каскадами во второй половине программы, и впору было прогнозировать, что в части постановки и хореографии именно эта спортсменка может стать главным открытием нынешнего сезона.
Как объяснила Александрина Дегтярёва, которая работает с Гущиной вместе с Кириллом Давыденко, им хотелось найти для ученицы какой-то новый образ, отойти от лирики, столь популярной на женском льду.
«Идея была в том, что внутри каждого человека всегда как бы существуют «две личности». Одна спокойная, почти ангельская, а вторая бунтарская, демоническая. И в этой программе Ксения показывает, как можно научиться «укрощать» своего внутреннего демона, становиться ярче, не бояться проявлять себя», — пояснила тренер.
А вот Горбачёва сделала очень серьёзную заявку на то, чтобы войти в сезон лидером сразу во всех отношениях. Несмотря на недавний комментарий Этери Тутберидзе о том, что замена Аделии Петросян перед олимпийской квалификацией в Пекине оказалась невозможной, поскольку запасная девочка готова была ещё хуже, Алина продемонстрировала в Санкт-Петербурге очень неплохую форму. Фигуристка Софьи Федченко реально стала катить мощно и очень взросло, а если ей удастся заменить тройной сальхов, который стоит в начале произвольной программы, на четверной, что для Горбачёвой вполне реально, она сможет создать реальные проблемы любой из соперниц, включая чемпионку страны. Другой вопрос, что сравнивать Горбачёву и Петросян в рамках контрольных прокатов точно не стоило: на Аделию в сентябре свалилась куда более серьёзная нагрузка.
Мы уже привыкли, что позиции лидера требуют от фигуристок хотя бы одного прыжка категории ультра-си, но в Питере на подобное усложнение решились всего две спортсменки — Алиса Двоеглазова с попыткой трёх четверных прыжков, включая лутц (с него фигуристка упала) и Дарья Садкова с четверным тулупом. Просто обе девушки пока ещё находятся в кондициях, когда выполнять прыжки, недоступные взрослым, позволяет телосложение. И не факт, что эта сложность сохранится надолго.
Когда падаешь с ровного докрученного прыжка, можно продолжать спокойно его тренировать, пока не получится. А вот если пробуешь…
Смена тренера, на что летом решились Муравьёва и Яметова, редко приносит видимый эффект в первый же сезон. Вот и Алексей Мишин произнёс в отношении Софьи фразу: «Не время говорить о результате, но работа идёт». Жаль, правда, что произвольную программу авторства Бенуа Ришо фигуристке пока не удаётся выкатать так, чтобы она производила столь же сильное впечатление, как выбранная для короткой «Кармен».
Спецприз «Возвращение года», который в парном катании по итогу первого дня хотелось отдать Александру Галлямову, в воскресенье было впору присуждать Екатерине Чикмарёвой и Матвею Янченкову. Год назад партнёрша сломала ногу прямо перед началом сезона, травма оказалась очень сложной, из-за чего дуэту пришлось пропустить весь сезон. Но вернулись подопечные Павла Слюсаренко без потери качества и с весьма интересными постановками. Иначе говоря, с очень обоснованной претензией на место среди сильнейших пар страны.
Главным спортивным событием воскресенья стал, конечно же, четверной выброс в исполнении Бойковой и Козловского. Лёгкий, уверенный, сразу сделавший произвольную программу уникальной. Теперь спортсменов ждут этапы российского Гран-при в Красноярске и Казани. В рамках этого турнира они разведены с чемпионами мира Анастасией Мишиной и Александром Галлямовым, но теоретически возможно, что обе пары всё-таки выйдут на один лёд в первой половине октября — на «Мемориале Н.А. Панина-Коломенкина» здесь же, в Санкт-Петербурге.
В число наиболее сильных танцевальных впечатлений безусловно следовало бы включить Анну Щербакову и Егора Гончарова с композицией Outlaw белорусской группы Intelligency. Пожалуй, из всех достаточно многочисленных постановок Сергея Плишкина эта работа прозвучала наиболее ярко и могла бы служить своего рода руководством: как создать уникальную программу из стандартного набора предписанных элементов. Год назад Анна и Егор оставили схожее впечатление, дебютировав на взрослом уровне, сейчас же стали заметно увереннее в катании, сохранив при этом невероятную свежесть подачи.
Уникальность восприятия — это именно то, к чему в танцах так или иначе стремятся все. В прежние годы дисциплину было принято чаще критиковать, чем хвалить, за достаточно однообразные приёмы и набор сюжетов. Сейчас же российские танцоры, как и работающие с ними тренеры и постановщики, способны удовлетворить самый взыскательный вкус.
Коллаборация Ришо с Василисой Кагановской и Максимом Некрасовым обернулась очень интересным прочтением не новой в фигурном катании темы Эцио Боссо — Rain in Your Black Eyes. Анжелика Крылова нашла выдающегося исполнителя всех своих поистине безудержных хореографических задумок в лице столь же безудержного человека-оркестра Дарио Чиризано и Елизаветы Пасечник.
Питерцы Екатерина Миронова и Евгений Устенко, которые провели большую часть лета в Америке, работая с олимпийским чемпионом Чарли Уайтом, ненавязчиво дали понять, что мало кто в мире умеет так легко выполнять сложнейшие поддержки и так проникновенно танцевать о любви. А Софья Леонтьева и Даниил Горелкин заставили вспомнить, что именно их тренеры Ирина Жук и Александр Свинин стали первыми специалистами, подарившими мировым танцам идеальное акробатическое обрамление. И вряд ли кто рискнёт сейчас предположить, какой из дуэтов окажется выше, когда дело дойдёт до соревнований.