Глобальное изменение климата сыграло России на руку

Российская углеводородная река потекла на восток. Только в августе поставки нефти из России в Китай выросли почти на треть. Но еще важнее то, что наша страна начала задействовать новые маршруты и способы поставок. Ключевое направление – Северный морской путь. Перспективы у него огромные. Индия и Китай так же, как и Россия, заинтересованы в его развитии. Для того, чтобы обеспечить навигацию по Севморпути, необходим комплекс мониторинга ледовой и метеообстановки. Он уже готов к работе.

Новый фактор мировой логистики – Северный морской путь. Тот случай, когда глобальное изменение климата играет нам на руку. По данным Института Арктики и Антарктики, площадь морского льда на акваториях арктических морей быстро сокращалась с 1996 года и за десять лет уменьшилась более чем в восемь раз.

Все это значит, что возможности навигации по Севморпути расширяются, однако ее круглогодичность пока можно обеспечить лишь ледокольным флотом. А для этого необходимо организовать постоянный ледовый мониторинг.

Сейчас решением этой важной задачи занимается "дочка" Ростеха – "Росэлектроника": ее специалисты уже подготовили мониторинговый комплекс. Вскоре начнутся его испытания, которые продлятся до конца 2024 года. Новое оборудование способно работать при температуре до минус 60 градусов и при ураганном ветре до 50 м/с.

"Президентом Российской Федерации поставлена задача увеличения грузоперевозок по трассе Северного морского пути. Данное направление сейчас активно развивается. И вопрос безопасности судовождения стоит остро. Применение наших комплексов позволит обеспечить регион актуальной метеообстановкой в непрерывном режиме. Это значительно повысит безопасность судовождения в экстремальных условиях Арктики, где изменения погодных условий происходят очень часто", – рассказывает руководитель проектов НИИ Телевидения холдинга "Росэлектроника" (Ростех) Сергей Голиков.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  JPMorgan Chase: если Россия сократит нефтедобычу, баррель взлетит до $380

Грузопоток по Севморпути растет. В начале сентября произошло знаковое событие, которое непосредственно связано с освоением Севморпути: за 13 дней российские ледоколы впервые провели по нему крупнотоннажный балкер, который направился в китайский порт Циндао. На его борту было почти 165 тысяч тонн железорудного концентрата.

Индия и Китай проявляют большой интерес к арктическому маршруту. Профессор Института внешней торговли в Нью-Дели Рам Сингх убежден, что Северный морской путь значительно удобнее и короче коридора через Суэцкий канал. Он сокращает флоту время перехода на 10-12 дней, а то и более.

"Учитывая высокие расходы на проезд по Суэцкому каналу, не менее внушительные навигационные сборы и проблему морского пиратства, Северный морской путь представляет собой привлекательную альтернативу. Однако важно понимать, что у СМП есть сезонные ограничения. Фактическая экономия времени и расстояния зависит от таких факторов, как ледовая обстановка и скорость судна, и варьируется в зависимости от портов отправления и прибытия и условий рейса", – говорит профессор Индийского института внешней торговли (Нью-Дели) Рам Сингх.

Севморпуть поможет переориентировать поставки нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в Китай и Индию. "Росатом" совместно с нефтяниками прорабатывает возможность перевозок нефти по СМП в летне-осеннюю навигацию.

Одновременно с поставками нефти развивается и система транспортировки сжиженного природного газа. К слову, Китай активно инвестирует в крупнейшие СПГ-проекты.

Таким образом, Россия на практике совершает разворот на Восток. Развитие нового северного маршрута – очередной гвоздь в гроб антироссийских санкций, пытавшихся отрезать нашу страну от основных мировых рынков.