Триумфом Ferrari завершилась гонка «24 часа Ле-Мана». Главным героем стал лидер экипажа Роберт Кубица, чья история в автоспорте похожа на страшную сказку со счастливым концом. Польского пилота считали одним из самых больших талантов своего поколения и потенциальным чемпионом «Формулы-1». Однако страшная авария, казалось, остановила его карьеру на взлёте: пилоту пришлось перенести множество операций, а правая рука практически потеряла подвижность. Другой бы сдался, а он в 40 лет выиграл знаменитый марафон на кольце Сартэ.
В молодости Роберт Кубица действительно был настоящей суперзвездой. Он дебютировал в «Формуле-1» в 21 год в BMW Sauber после ухода посреди сезона-2006 знаменитого Жака Вильнёва. И сразу впечатлил всех вокруг, поскольку уже в третьей гонке финишировал на подиуме. Правда, первой победы пришлось ждать достаточно долго — в 2008-м он первенствовал в Монреале. Примечательно, что сезоном ранее на той же трассе в Канаде Роберт попал в жуткую аварию, врезавшись на скорости 300 км/ч в барьер.
Тогда от машины, по сути, остался только один кокпит, но по счастливой случайности пилот практически не пострадал, отделавшись лишь испугом. Впоследствии сам гонщик вспоминал, что даже врачи были шокированы отсутствием у него травм. Хотя всё же отстранили его на всякий случай от одной гонки, что позволило дебютировать в Ф-1 будущему четырёхкратному чемпиону мира Себастьяну Феттелю.
Роберт Шварцман попал в аварию на легендарной заокеанской гонке «500 миль Индианаполиса». Российский пилот после сенсационной победы в…
В 2007-м Кубица завершил сезон шестым в общей классификации, а в 2008-м занял уже четвёртое место. Его называли одним из претендентов на титул, вот только в 2009-м болид BMW оказался совсем плох и оптимистичным прогнозам не суждено было сбыться. Уроженец Кракова решил перейти в Renault, где его напарником стал дебютант и первый российский пилот «Формулы-1» Виталий Петров. В итоге поляк несколько раз заехал на подиум и довольствовался восьмым местом, хотя потенциал, само собой, был гораздо выше.
Предполагалось, что вскоре он перейдёт в Ferrari и получит реальный шанс побороться за звание лучшего пилота королевских гонок. Вот только все эти амбициозные планы перечеркнула ещё одна авария. Причём не на этапе Ф-1, а на ралли в Италии, в котором он в начале февраля 2011-го принял участие ради удовольствия.
Выяснилось, что поляк всё же не родился в рубашке — после заноса его автомобиль оказался пробит рельсом безопасности. Роберт получил тяжелейшие травмы, включая множественные переломы. Особенно пострадала правая рука. Первоначально её и вовсе хотели ампутировать, но после нескольких сложнейших операций всё же спасли. Вот только подвижность она практически потеряла, что лишило возможности пилотировать как прежде.
Практически год Кубица, какое-то время проведший в искусственной коме, потратил на лечение, восстановление и возвращение к нормальной жизни. Казалось, на гоночной карьере поставлен жирный крест. Однако сам гонщик так не думал. Кубица начал развивать левую руку и постепенно добился серьёзных успехов, научившись по-новому, в прямом смысле практически одной левой управлять и автомобилями. Конечно же, это было крайне сложно, но постепенно кропотливая работа стала приносить плоды. Как Роберт не раз рассказывал после, он научился принимать существовавшие ограничения.
С 2013-го гонщик начал принимать участие в чемпионатах мира по ралли (WRC), причём периодически занимал достаточно высокие места. После этого он задумался о возвращении в Ф-1. И хотя многим его планы представлялись несбыточными, он действительно вернулся. Сперва в роли тест-пилота, а в 2019-м — в качестве боевого гонщика Williams. Вот только, на его беду, в тот год это была худшая машина чемпионата, что вкупе с чрезвычайной сложностью управления болидом одной рукой привело к отсутствию высоких результатов.
Контракт с уроженцем Кракова не продлили, и он переключился на другие соревнования, хотя в 2021-м на пару Гран-при вернулся в «Формулу-1» за рулём Alfa Romeo. Куда более серьёзных достижений он достиг в гонках на выносливость, постепенно набираясь опыта и совершенствуясь. В 2024-м он стал напарником тёзки — россиянина Роберта Шварцмана в команде AF Corse, выступающей на гиперкарах Ferrari. Тогда в «24 часах Ле-Мана» их экипаж боролся за победу, но сошёл из-за поломки.
Кубица не скрывал разочарования, но всё же остался в Ferrari, в отличие от Шварцмана, который перебрался за океан — в IndyCar. И поляк не прогадал. В экипаже с Филом Хэнсоном и Йе Йифеем он провёл шикарный суточный марафон. В своей пятой по счёту суточной супергонке проявил себя настоящим лидером, особенно на решающем многочасовом финишном отрезке — хладнокровно довёл гиперкар до победы, несмотря на серьёзное сопротивление Porsche и двух заводских (AF Corse является клиентской командой) Ferrari.
На финише он опередил ближайших преследователей на 14 секунд, став всего лишь вторым пилотом в XXI веке, выигравшим гонку «Формулы-1» и «24 часа Ле-Мана» после своего хорошего друга Фернандо Алонсо. Во время его заключительного круга публика на трибунах кольца Сартэ устроила стоячую овацию герою, чья жизнь и карьера сложились столь драматично.
«По ходу гонки мы атаковали, когда было нужно, а когда это было не обязательно, берегли машину и резину. В общем, конечно, я рад и за себя, и за моих напарников по AF Corse, и за Ferrari, ведь это её третья подряд победа в Ле-Мане с тремя разными экипажами. По-моему, лучше сценария и быть не может», — заявил Кубица после победы в эфире Autosport.
Добавим, что экипаж с участием россиянина Тимура Богуславского на BMW до финиша не добрался.