За день до начала заключительного этапа Гран-при России на параллельном турнире серии Гран-при ISU в Хельсинки в танцах на льду случился скандал: в ритм-танце судьи оценили первым уровнем сложности дорожки шагов не только олимпийского чемпиона Гийома Сизерона с его партнёршей Лоранс Фурнье-Бодри и дважды вице-чемпионов мира Пайпер Гиллес — Поля Пуарье, но и большинства остальных дуэтов. Французам к тому же ошибочно не засчитали хореографическую секвенцию. В результате на пресс-конференции фигуристы не стали молчать. А это едва ли не сильнейшее подтверждение того, что система арбитража переживает колоссальный кризис.

Судейские скандалы, которые выливаются в публичное пространство в олимпийский год, — это, пожалуй, худшее, что может случиться в спорте. Слишком сильно по нынешним временам он зависит от мнения тех, кто потребляет конечный продукт, — то есть зрителей. Давайте попробуем взглянуть на случившееся их глазами. Если бы Сизерон получил за шаги и танцевальный паттерн четвёртый, то есть максимальный уровень сложности, никто не удивился бы и, скорее всего, вообще не стал бы обсуждать судейство: все давно уже привыкли к тому, что Гийом умеет выполнять любые комбинации шагов так, как ни один фигурист в мире. Но в Хельсинки французы получили лишь первый уровень, как и канадцы.
Говорить это, как мне кажется, может лишь о двух вещах. Либо техническая панель в сговоре и ставит перед собой цель любой ценой опустить фаворитов ниже плинтуса, либо специалисты вообще не очень представляют себе разницу между идеальным исполнением и предельно посредственным. И то и другое может вызвать лишь один вопрос: зачем вообще (и тем более в олимпийской программе) нужен вид спорта, где оценками можно манипулировать до такой степени амплитудно?
Александра Степанова и Иван Букин не позволили соперникам даже приблизиться к себе на этапе Гран-при России в Москве. 10,93 балла…
«Конечно, я злюсь. Я вижу, что ведутся какие-то странные игры, которые разрушают танцы на льду. Не думаю, что когда-либо в своей карьере был на таком турнире — с точки зрения судейства. Мы довольны тем, как сегодня откатали, мы очень много работали после этапа во Франции», — не сдержался олимпийский чемпион после проката.
Примерно в схожем ключе высказалась после своего проката и Гиллес, повидавшая на своём веку немало судейских панелей.
«Мне кажется, это печально, что сильнейшие спортсмены мира массово получают первые уровни. Это выглядит так, будто мы юниоры, а это не так — никто не должен получать базовые или первые уровни на таком уровне катания. Это досадно и неприятно. Я думаю, что техническому комитету есть куда расти — чтобы понять, что мы вкладываем в это всю душу и сердце, а получать первые уровни на этой стадии немного обидно», — пояснила фигуристка.
Да что там лидеры, даже выступающий за Грузию вместе с Дианой Дэвис и занявший промежуточное седьмое место после ритм-танца Глеб Смолкин позволил себе заговорить.
«Что сегодня происходит с оценками, мы не понимаем. Я потерял три уровня на секции твизла, хотя недосчитался всего одного оборота. Почти все элементы сегодня у нас были первого уровня, плюс у нас в протоколе появился восклицательный знак на дорожке шагов — и мы с тренерами не смогли пока понять, в чём проблема. Конечно, мы расстроены. Судили всех сегодня невероятно строго. Надеюсь, тренеры смогут получить какие-то разъяснения от судей после турнира. Пока никто ничего не понимает», — приводит слова 26-летнего петербуржца Sports.
Судьи, как и представители технической панели, не имеют права общаться со СМИ в ходе тех или иных соревнований. Иначе говоря, нет никакой возможности задать вопрос по горячим следам и получить ответ. Но как раз это и оставляет ощущение абсолютной необъективности и безнаказанности. Но если это так, зачем вообще заставлять спортсменов расстраиваться, а зрителей на это смотреть? Не будет ли честнее убрать танцы из соревновательных программ, оставив за дуэтами право самовыражаться в рамках показательных выступлений?
Или же надо в ближайшее время — возможно, сразу после Игр в Милане — достаточно радикально менять правила: делать их чёткими и понятными.
Хореографическая секвенция, которая по необъяснимым причинам не была засчитана французскому дуэту, — отдельный театр абсурда. Если бы у пары старт в Финляндии был первым в карьере, с ошибкой судей ещё можно было бы как-то согласиться. В конце концов, это тренерская задача — поставить танец таким образом, чтобы элементы не вызывали двояких толкований. Но ведь Сизерон и Фурнье-Бодри уже выступали на этапе во Франции. Хореодорожку они там, правда, сорвали, но у арбитров была возможность запомнить танец. Тем более что уже тогда было понятно, что речь идёт не о рядовых фигуристах, а о людях, претендующих на олимпийский подиум.
Кстати, одним из вариантов, который позволит избегать подобных казусов, могло бы стать правило исполнять на льду только тот контент, который прописан в стартовом протоколе. Ещё интереснее подобное новшество могло бы прозвучать в одиночном катании: заявил, допустим, спортсмен четверной лутц, а прыгнул тройной или двойной — значит, элемент должен быть обнулён. Представляете, как в этом случае могла бы вырасти интрига соревнований?
Победы Александры Степановой с Иваном Букиным и Александры Бойковой с Дмитрием Козловским на турнире танцевальных и спортивных пар в…
Кстати, если задуматься, предложение вполне логично. Ведь любая программа изначально ставится под совершенно определённый набор элементов. Если фигурист начинает что-то в ней менять по ходу выступления (например, переставлять местами прыжки и каскады), это рушит постановку, смещает акценты и, по-хорошему, должно отражаться во второй оценке. Равно как и падения в танцах. Но никогда не отражается.
Это вызывает ещё одну устойчивую ассоциацию: вторая оценка вообще не имеет отношения к катанию — она абстрактна и показывает лишь то, кого и в каком порядке судьи хотят видеть на пьедестале.
За иллюстрацией не нужно ходить далеко: лидером по первой оценке на турнире в Финляндии cтали Сизерон и Фурнье-Бодри, хотя несколько недель назад пара-новодел уступала по этому показателю Лайле Фир и Льюису Гибсону. А ведь ещё в марте никому и в голову не могло прийти поставить британцев по классу катания вровень с Гиллес и Пуарье. Получается, за полгода с небольшим дуэт разучился не только выполнять шаги на уровень выше первого, но и кататься в принципе?
Даже интересно, как себя поведут судьи танцевального турнира в Омске. До тех пор, пока на международном льду происходит такая канитель, экономить на домашних оценках точно не стоит. Хотя бы из чувства противоречия.








































